среда, июня 30, 2010

Новости электроники

Не так давно я описывал занимательные приключения молодых японских дантистов, у которых теперь появилась возможность тренироваться на чудо-гуманоиде. Вжиться в роль настоящего дантиста начинающим врачам помогает продвинутая мимика электронной девушки Ханако, которая при случае не забывает наливать до краев свои глаза ужасом, пищать, икать и ругаться матом, когда доктор забывается и начинает напевать кокетливые песенки (я предполагаю, что это именно так, иначе зачем делать робота без эмоций?). Теперь, воспользовавшись полученным опытом, японцы пошли еще дальше: использовав технологию "дополненной реальности" молодцы из Токийского технологического института создали симулятор... парикмахера :) Видимо, начинающим парикмахерам бывает страшно переходить сразу к практике на пациентах посетителях, поэтому им теперь позволяют обкатывать свои навыки на таком вот славном роботе:


Будущий парикмахер, орудуя специально настроеными для симулятора "ножницами" (хочу такой же джойстик для Unreal Tournament!), пытается учиться делать фигурные стрижки ничего не подозревающему маникену. Для того, чтобы у парикмахера не пропадало ощущение реальности происходящего, в псевдо-ножницы встроены малюсенькие серво-моторы, которые создают ощущение "упругих волос". Наверное, если отредактировать парочку переменных в коде, можно последовательно получить симуляторы: нарезчика фантиков для конфет, обкрамсывателя спагеттив заводской столовой, отрезателя резинок для трусов, укорачивателя алюминиевых проводов для нужд сельского хозяйства, личного стилиста Пугачевой. Ножницы также снабжены инфра-красными датчиками для отслеживания своего положения относительно "головы" подопытного.

Жалко, но при создании этой "игрушки", похоже, не был учтен опыт дантистов со своим андроидом. Во всяком случае, человек в парикмахерской ведь тоже может дико озираться по сторонам полными ужаса глазами, пищать, стонать и ругаться сложным японским матом. Хотя это все можно восполнить псевдо-реальностью на мониторе.


В общем и целом, абсолютно бесполезный и крышесносящий симулятор, который вряд ли пригодится для каких-либо образовательных нужд в ближайшие пару десятков лет. Хотя перцы из Токийского университета обещают продолжить работу над его совершенствованием (и в итоге соберут ядерный реактор, видимо).

Явление "дополненной реальности" ("augmented reality") получило особое развитие в последнее время, когда мир наводнили высокоскоростные (относительно) мобильные гаджеты тысяч разных марок и производителей. Суть проста: вы смотрите на объекты окружающего мира через цифровой видоискатель (именно цифровой, а не просто отраженный свет), а девайс добавляет к полученному изображению какие-либо детали - меняет цвет, создает какую-нибудь движущуюся бяку, лепит какие-нибудь объекты и т.д. При этом добавленное изображение находится в абсолютной пространственной гармонии (практически, ага) с окружающей дествительностью, но, естественно, видимо только на экране гаджета, в реальной жизни ничего такого по столу не ползает и не бегает.

Изначально для правильного позиционирования добавленного изображения в пространстве использовались различные незначительные ухищрения типа отпечатанной на принтере двухмерной сетки или специального штрих-кода. Сейчас алгоритмы постоянно улучшаются, и зачастую уже нет необходимости использовать какие-либо дополнительные инструменты - достаточно только цифровой камеры и изображения того, куда будет накладываться "дополненная реальность". Вот пример того, как "дополненная реальность" может ответить на вопрос "свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль?..":


Ввиду относительно медленной скорости работы современных мобильных процессоров, сейчас "дополненная реальность" выглядит немного угловато и кривовато, но мне кажется, это вопрос времени. В конечном итоге мы все станем киборгами и будем видеть примерно вот так:

(Снято без использования веществ)