четверг, апреля 22, 2010

Happy Birthday, GameBoy!

任天堂

Если кто не знал, вчера, 21 апреля, был очередной день рождения нинтендовской консоли Game Boy, уже 21-й по счету. Подумать только - двадцать один бородатый год назад, когда еще про игр-то серьезно никто, казалось бы, не думал, ребята из Нинтендо создают мобильный девайс, который позволяет играть вдали от телевизора, игровой приставки или персонального компьютера! Это не просто технически революционную штуку выпустили - это по меньшей мере переворот в мышлении человека (вместе с первым мобильником от Моторолы).
Короче, 21 апреля 1989 года в Японии начались продажи новой мобильной консоли - Nintendo GameBoy. Штуковина продавалась по цене 12800 иен (с учетом стабильности японской экономики даже сейчас это не очень большие деньги), и могла проработать примерно 35 часов всего на 4-х батарейках! Одновременно с ГеймБоем в продажу поступили 3 игры: "Tennis", "Super Mario Land" и "Breakout" (разновидность арканоида, кажется, это так называется).

История игры "Breakout" начинается в еще более далеком 1975-м году с... кого бы вы думали?.. Правильно - со Стива Джобса! :) Этот вездесущий дядька поступил на работу в Атари, где получил задание разработать платформу для их нового концептуального детища - игры "Breakout". Идею для этой игры дизайнеры позаимствовали из самой первой компьютерной игры - "Pong", но решили сделать ее однопользовательской, т.е. приспособленной для игры всего одним человеком.
Вот так брутально выглядел Понг в свое время. И ведь вкатывало! Не было никаких "фу, даже трилинейной фильтрации нету!" и "что-то с ХДР-освещением тут косяк"...
А вот так выглядел станок аппарат для игры в Понг.

Продюсер проекта в Атари подрядил Стиви сделать эту работу - создать игровую платформу маленьких размеров для игры в Pong - и предложил за нее 750 долларов. Стив накидал план микросхемы, но боссам не понравился планируемый размер платформы, и они выдвинули ему новое условие: за каждый неиспользованный чип с его схемы они доплатят ему по 100 долларов. Таким образом, чем меньше в конечном варианте будет размер платформы - тем больше денег Стив получал за эту работу.

Будущий глава Эппл с пионерским зазором пообещал выполнить все через 4 дня и радостно удалился, размахивая своим пионерским галстуком. Но никто не догадывался, что Стив Джобс бросился к своему знакомому - Стиву Возняку (они потом вдвоем Эппл основали, ага) и попросил его о помощи с обещанием разделить 750$ поровну. Стив Возняк, который в то время работал в Hewlett-Packard, 4 бессонных ночи собирал Джобсу микросхему, использовав свои "хитрые секреты", и в итоге собрал платформу, сэкономив 50 чипов. 50 сэкономленных чипов - это 50х100= 5000$. Стив Джобс, не будь дураком, ни словом, ни взглядом не обмолвился с Возняком о причитавшемся ему бонусе, и просто заплатил тому 375$ за работу. И до сих пор, даже пребывая в чине главы Эппла, он сохранил эти свои замашки.

История игры "Марио" никак не связана со Стивом Джобсом, а жаль - иначе тоже получился бы нехилый триллер с элементами эротиеского детектива и деталями компьютеров Эппл. Корпорация Нинтендо наказала разработать игру для выпускающейся в скором времени портативной игровой консоли продюсеру Ганпей Ёкои - он принимал участие в создании игр серии Donkey Kong и оригинальной Mario Bros. Поскольку игра должна была выйти на новой, еще находящейся в разработке, консоли, Ганпею было сказано работать с нинтендовским центром R&D.

Команда решила вытащить, наконец, несчастного сантехника из страны грибов, где он кушал смешные грибы и увеличивался в размерах, а потом еще и кидался огненными щариками спасал какую-то принцессу, прыгая по зеленым трубам и уворачиваясь от злых кусачих черепах, и специально для этой игры придумала новый марио-мир.
Вот такой пасхальный Марио...

Для пущего веселья наняли композитора, писавшего музыку к игре Duck Hunt для той же Нинтендо.
Мне казалось, в этой игре вообще не было музыки, только сплошное "кря-кря-бдыщь!"

Изначально планировалось, что новая консоль Нинтендо поступит в продажу именно с картриджем, содержащим игру Марио. Но сильно любимый в недрах Нинтендо Хенк Роджерс (они обожали его за то, что он привез им из Москвы эксклюзивные права на Тетрис...) настоял, чтобы вместе с консолью продавали "Теннис". Он логично объяснил это тем, что в случае с Марио консуоль побегут покупать только дети...
Хотите завоевать другую страну - поставьте им всем на рабочие компьютеры тетрис...

У "Тенниса" история не менее богатая, зато более неизвестная :) Кроме того, что первоначально его выпустили в Японии в 1985-м году и затем начали массово переиздавать, начиная с нинтендовского ГеймБоя в 1989-м, особо сказать и нечего, все сокрыто историей.

После самой первой версии нинтендовский ГеймБой пережил еще несколько инкарнаций.

1. 21 апреля 1989 года. Первая версия Nintendo Game Boy (стоимость - 12500 иен).

Наушники продавались отдельно :)

2. 14 июня 1994 года. Версия Nintendo Super Game Boy (стоимость сначала снизилась до 9800 иен, затем - до 8000 иен)

Собственно, это не совсем игровая приставка, а кардридж-переходник, позволявший воткнуть картридж от ГеймБоя в гнездо нинтендовской же Денди (она подключалась к телевизору, если кто не...). В картридже использовались специальные контуры, выводившие 4 градации серого на экран телевизора. В более поздних играх для ГеймБоя была оптимизорована графика, позволявшая хранить не только информацию об уровне серого цвета, но и данные о самом цвете. Благодаря этому, черно-белые игры для ГеймБоя на экране телевизора в буквальном смысле расцветали всеми цветами радуги.
На самом деле, конечно, цветов было всего четыре.

3. 21 ноября 1994 года. Версия Nintendo Game Boy Bros.

Внутренности - те же, что и у предшественника, отличался только цвет корпуса. Всего были выпущены модели шести цветов: белый, прозрачный, красный, желтый, зеленый и черный.

4. 21 июля 1996 года. Версия Nintendo Game Boy Pocket (стоимость - 6800 иен).

Корпус стал немного меньше и тоньше в экране стала использоваться более качественная матрица.

5. 30 января 1998 года. Версия Nintendo Super Game Boy 2 (стоимость Nintendo Game Boy Pocket снизилась до 5800 иен).

Эта проапгрейженная версия нинтендовского Супер ГеймБоя (см. выше). Вышла в продажу только в Японии, хотя ходили слухи, что почтовой рассылкой можно заказать этот девайс и в Штатах. Отличалась от предшественницы парой лампочек на корпусе и предоставляла возможность использовать в играх т.н. "границы" - когда изображение на телевизоре выводится не внутри черного квадрата, а внутри какой-нибудь картинки (потому что изображение из игры ГеймБоя по меньше размера экрана телевизора).
В бежевой области в середине картинки была собственно игра.

6. 14 апреля 1998 года. Версия Nintendo Game Boy Light.

Практически все то же самое, что и в предыдущей версии, но теперь у экрана можно было включить подсветку и играть даже под одеялом ночью!

7. 21 октября 1998 года. Версия Nintendo Game Boy Color (стоимость - 8900 иен, Nintendo Game Boy Pocket подешевела до 3800 иен).

Игры теперь обзавелись "нормальной" поддержкой цветных изображений: одновременно на экране могло быть 56 цветов из 32000-й палитры. Прямо как в жизни. Сама консоль получила в распоряжение инфракрасный порт.

8. 14 февраля 2001 года. Версия Nintendo Game Boy Advance SP (цена на Nintendo Game Boy Color упала до 6800 иен).

32-битная игровая консоль, позволяющая запускать игры от всех своих предшественниц.

9. 21 марта 2001 года. Версия Nintendo Game Boy Advance.

Вышедшая практически сразу после предыдущей модель в лругом форм-факторе.

10. 21 марта 2003 года. Версия Nintendo Game Boy Player.

Дополнительная приспособа для нинтендовской Game Cube (вставлялась снизу в высокоскоростной порт), позволяла запускать через приставку игры от Game Boy Advance и Game Boy Color.

11. 13 сентября 2004 года. Версия Nintendo Game Boy Micro.

Последняя из игровых систем серии Nintendo Game Boy. Ее выход был приурочен к 20-летию серии игр про шального водопроводчика Марио. К сожалению, совместима только с играми Game Boy Advance, а также с видео-картриджами Game Boy Advance Video.

Вот такая насыщенная жизнь у, казалось бы, детской игрушки. Никто не может достоверно подсчитать, какое количество этих штуковин было продано по всему миру с момента появляения на рынке: примерно количество оценивается в 32.5 млн штук (в Японии) и 18 млн штук (во всем остальном мире). Да, все верно - в Японии эту консоль раскупают активнее, чем во всех остальных странах вместе взятых. Такая же история постигла и Nintendo Wii, но эту песню я исполню как-нибудь в другой раз :)

А теперь - домашнее задание: подсчитать, сколько раз в датах встречается число 21 :)

PS. В качестве сладкого: ГеймБой, опаленный в Иракской войне, но все еще работающий.