вторник, апреля 06, 2010

Хон Гиль Дон: фильм из детства

Недавно решили устроить с женой погружение в молодость и посмотреть фильм "Хон Гиль Дон: парень со свирелью". Последний раз это кино я смотрел в кинотеатре лет 20 назад. Особенно запомнилось, что со мной в кинотеатр пошел мой дед - это первый и последний случай (на моей памяти), когда дед выбирался в кинотеатр - он не любитель художественных фильмов.

Свирель в кадр не попала.

С того детского времени я мало что помню непосредственно о фильме и о своих впечатлениях - слишком мелкий был, чтобы пытаться анализировать картину или художественные приемы :) Зато помню, как весьма доставляло умение заглавного героя прыгать через елки. Типа, если с младшего возраста повесить себе на ноги кирпичи и начать тренироваться, то ко времени получения паспорта к юношеским годам будешь сигать через небольшие строения - всем соседям на радость. Это сейчас, по прошествии двух десятков лет, мозг начинает находить достойное применение таким способностям: можно, например, воровать что-нибудь с грядки, а потом прыгать через высокие ограды, или разносить пиццу в офисы в небольших зданиях - сразу в окно запрыгнул, будьте добры, гоните деньги. Ну или, допустим, незаметно встроиться в фауну дикого болотца, чтобы получить редкие фотографии нерестящихся лягушек. Хотя рано или поздно приходит осознание всей фантастичности придуманных возможностей, история с перепрыгивающим деревья человеком остается весьма и весьма манящей.

- А завтра, внучек, я расскажу тебе про Фейсбук!..

После просмотра сразу полез в интернеты, проверять, какая страна является родителем этого кино-чуда. Оказалось, что это кино было снято в Северной Корее - и этот факт сразу поставил все на свои места.

- Ты зачем съел всех наших лошадей, м?

Во-первых, смешная до абсурда простота человеческих крестьянских отношений. Оно и понятно: идеи о добром, прекрасном и положительном - основополагающие для коммунизма - должны быть озвучены в любом виде массовой продукции (а вместе с ними - Чучхе, или как его там). Эти "правильные" посылы позволили фильму выйти в широкий прокат в советских кинотеатрах.

- Правую щеку тоже побрейте, пожалуйста.

Это заглавный герой "наказывает" негодяя, который убивал и грабил северокорейские деревни,  сеял хаос на пра-коммунистической земле и вообще, был нехорошим человеком. Ну и что, что основные цвета северокорейского Робина Гуда - белый с фиолетовым, зато клинок блестит и взгляд серьезен. После того, как смелый Хон Гиль Дон отпустил этого бедолагу, мы почему-то ожидали подлых и коварных телодвижений - например, преступник начнет плакать, Хон Гиль Дон подойдет его утешить, но тот нагло схватит тростинку и попытается плюнуть ядовитой слюной в отважного героя, промахнется и будет повержен метким ударом карающего меча. Но фигу! Минуту ждали, две минуты, две и десять секунд... Нет, не хочет поверженный героем негодяй мстить за унижение! Сначала он долго и протяжно плакался в кадр о своей нелегкой жизни, ругал судьбу и обстоятельства, заставившие его "ступить на нечестный путь", и в итоге выдал что-то вроде этого:
- Хон Гиль Дон! Ты открыл мне глаза на мир! Ты - мой кумир и наставник!
Может, в Северной Корее действительно работают до сих пор эти идеалистические и по большей части наивные взгляды на людскую натуру...

- Класс, внимание! Последний раз показываю, как танцевать медленный фокстрот!

Во-вторых, присутствующие в фильме противники - на самом деле не какие-нибудь воры, грабящие свой народ, и даже не правящие феодалы, которые либо имеют с этого процент, либо просто закрывают глаза. На самом деле, враги - японцы! Банда этих маленьких юрких ниндзя держит в страхе все население свободолюбивой пра-коммунистической Северной Кореи. Они нападают преимущественно ночью, грабят рабочие поселки, уносят с собой еду, драгоценности и молодых девок - видимо, на островах совсем туго с демографией, все уже пересэппукались :)

Типичный наглый японский ниндзя. Фотография не Reuters.

Однако Черный Плащ защитник обездоленных Хон Гиль Дон - перец из твердого масла! Он бесстрашно выслеживает наглых япошек и заставляет их слушать смертельные трели своей свирели (стихи!). Милитаристские иноморцы отпуливаются сюрикэнами, отчаянно размахивают нунчаками и прыгают через препятствия не хуже самого заглавного героя. В общем, ведут себя хамски, даже несмотря на то, что наплевательски относятся к заветам великого Чучхе. Файтинг, тхэ-квон-до и летающие ниндзя - накал страстей не снился вашему буржуазному "Аватару" со своим Кэмероном (или наоборот).

- Срочно! Закидываем их фотокарточками с автографами!

Как это обычно бывает, все заканчивается абсолютно непредсказуемо. Но в мозгу оседают забавные масли: "Хон Гиль Дон" - один из немногих иностранных фильмов, пусть и произведен в идеологически дружественной Северной Корее, который с упоением смотрела вся страна. Точно не уверен, но могу себе представить, какое влияние этот фильм оказал на молодежь того времени: все кинулись по спортивным секциям учиться драться "как Хон Гиль Дон" с грузами на ногах :) Я, правда, был слишком мелок в то время - попробовал поднять пол-кирпича, мне показалось тяжело, я и забил на это дело. Однако, вот, оказывается, бывает забавно вспомнить дела давно минувших дней.

PS. Оказалось, в 2008-м году по южно-корейскому телевидению показывали 24-серийный сериал "Хон Гиль Дон: острый клинок". Однако после оригинальной брутальной картинки смотреть это попсовое непотребство нет никакого желания.